Портик в архитектуре
Портик Эрмитажа.
Портик в архитектуре был создан древними греками. Портики украшали храмы, акрополи, гробницы. В основе создания такого элемента фасада - философская и религиозная составляющая. Храм возводился, как дом для божества. Вход сюда был разрешен только жрецам. Портик, как пристрой к храму, создавался для народных собраний во времена праздников. Общественная жизнь горожан проходила в основном под портиками, спасающими от палящего солнца или дождя, для людей в нишах или вдоль портиков устанавливали скамьи. В центре городов строили рынок - площадь, окруженную портиками с колоннадой. Часто сооружали портики с тремя нефами, центральный неф служил местом прогулок, боковые нефы – складами. Колонны портиков создавались в разных ордерах: дорическом, ионическом, коринфском. Вместо столбов в древнегреческом зодчестве могли использоваться большие статуи. Портик кариатид создавался с помощью поддерживающих кровлю женских фигур. Древнегреческие портики были позаимствованы римскими архитекторами, и они стали устраивать их перед храмами и дворцами. Позже портики с кариатидами и колоннадой использовались при строительстве домов в стиле классицизм. Примером портика в архитектуре Рима может служить портик перед центральным входом в Пантеон.
Портик в архитектуре Пантеона. г. Рим.
После Средневековья, романского и готического стилей, которые не придерживались ордерной системы Древней Греции, портики в архитектуру вернулись в эпоху Ренессанса вместе с классическими мотивами. Образцами зодчества Возрождения стали работы Донато д’Анджело Браманте (1444—1514 гг.). Например, храм Темпьетто (1502 г.) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио архитектора Браманте имеет портик, окружающий круглый план. Портик в виде двойной колоннады окружает площадь перед собором св. Петра в Ватикане. Браманте стоял у истоков палаццо - жилых особняков, возведенных по принципу храма. Известные палаццо того времени создавал итальянский архитектор А. Палладио. Такие здания проектировались на основе ордерной системы и обладали всем набором декоративных элементов, свойственных ордеру, в том числе портиком.
Вилла Ротонда с портиком. Архитектор А. Палладио.
В это время портик в архитектуре выполнял иные функции, чем в Древней Греции. Он стал архитектурным элементом, подчеркивающим стиль. Новое возрождение портиков началось в эпоху классицизма в 18 в., когда архитекторы при возведении зданий основывались на классических ордерах, а также на работах эпохи Возрождения. Многие здания были построены с колоннадой и портиками, которые облагораживали фасады, придавали им строгость и торжественность. Примером может служить Исаакиевский собор архитектора О. Монферрана (1818—1858 гг.) с высоким многоколонным портиком коринфского ордера.
Портик Исаакиевского собора. Архитектор О. Монферран. 1818-1858 гг.
В 20 в. вновь вернулась мода на классику. Античность нередко использовалась как средство идеологической пропаганды, с ее помощью архитекторы стремились подчеркнуть величие и мощь власти. Дома в стиле советского классицизма (преимущественно здания общественного назначения: дома культуры, больницы, школы, университеты) нередко обладали портиком с колоннадой, увенчанной фронтоном, украшенном барельефами, скульптурами, лепниной в духе античности.
Центральный театр Советской Армии (1934-1940 гг.) в стиле советского классицизма имеет портик и колоннаду. г. Москва.
Сейчас классика снова в моде. В настоящее время классике нередко отдают предпочтение хозяева частных домов. Портики украшают индивидуальные строения, подчеркивая статус владельцев.
Фасад особняка с колоннами и портиком.
Современные технологии позволяют создавать элементы портиков из полиуретана - полимерного материала, устойчивого к внешним воздействиям и обладающего свойствами, позволяющими изготавливать изделия с четким изображением. Вместо ордерных колонн иногда используются столбы с круглым, квадратным сечением без декора. Для упрочнения поддерживающих элементов используются полые колонны, внутри которых - металлический стержень.
Частный дом с портиком и колоннами из полиуретана.
Появление изделий из полиуретана для создания портиков существенно удешевляет строительство дома, ускоряет оформление фасадов, при этом внешний вид архитектурных элементов декора может имитировать любые натуральные материалы, традиционно применяемые в строительстве домов в исторических стилях.
Автор текста: Марина Калабухова