Архитектура Петергофа
Роскошная архитектура Петергофа.
Архитектура Петергофа является достоянием мирового искусства. Возведение ансамбля было посвящено победе России в Северной войне над Швецией. Строительство началось в 1714 г. с возведением Большого дворца, основанного на рисунках императора Петра I. Душой Петергофского ансамбля является Большой дворец, служивший резиденцией русских царей. Начало строительства 1725 г. Трехэтажное здание с галереями протянулось вдоль террасы почти на триста метров. Над этим шедевром зодчества работали архитекторы Петергофа Ж.-Б.Леблон, И.-Ф.Браунштейн (в 1719 г. он сменил Леблона), Н. Микетти (принял руководство строительством в 1721 г. и пристроил к дворцу две галереи с двухэтажными флигелями)., М.Земцов, Ф.-Б. Растрелли, А.И.Штакеншнейдер. Сменялись архитекторы, правители, вместе с ними изменялся облик дворца и его интерьеров. Результатом стало сочетание нескольких стилей: барокко, рококо и классицизма.
Большой дворец Петергофа.
В 18 в. в Петергофе было 57 домов для обывателей. В начале 19 в. вдоль Правленской улицы возвели каменные дома. Архитекторы Петергофа: В. Стасов, В. Гест, Л. Руской создали проекты-образцы, по которым были перестроены "уродливые" дома по приказу Александра I. В 1826 г. архитектура Петергофа пополнилась дворцом "Коттедж" архитектора А. Менеласа. В 1830-1831 гг. возводится Фермерский дворец, в 1835 г. архитектор К. Шинкель строит Готическую капеллу. Ведущим архитектором Петергофа в 1830-х гг. являлся А. Шарлемань. Он строил дома в неоготическом стиле и создал ансамбль из построек перед Верхним парком, военный госпиталь, Присутственное место. В 1839-1842 гг. архитектор Петергофа А. Штакеншнейдер построил дворец Лейхтенбергских, Кухонный и Гофмейстерский корпус, в 1845- 1846 гг. возвел Капеллу. На островах Ольгиного пруда в 1842-1844 гг. вырастает Царицын павильон и Ольгин павильон.
Царицын павильон в Петергофе.
Главным архитектором Петергофа в 1850 г. стал Н. Бенуа, к произведениям которого относится Верхнесадский дом (1847 г.) и Фрейлинские дома (1848 г.), конюшни (1852 г.), Дворцовый госпиталь (1853 г.), здание почты (1854 г.), вокзала (1857 г.), богадельни (1879 г.). В 1905 г. был построен собор святых Петра и Павла на берегу Ольгина пруда (архитектор В. Султанов). Собор святых Петра и Павла (архитектор Н. Султанов) строился с 1896 по 1899 гг. Роспись стен начали в 1903 г. Пятиглавый кирпичный храм с золотым покрытием луковиц шатров имеет пирамидальную форму. В отделке используется белый камень, изразцы, роспись. Кирпич применялся желтый и красный. Желтый кирпич использовался для украшения поверхности стен, карнизов. Красный кирпич служил фоном для зеленых изразцов на стенах, колонок из серого песчаника, желтых выступов. В сочетании с золотыми луковицами всех этих элементов придавало зданию нарядный вид. В архитектуре Петергофа собор играет одну из ключевых ролей.
Собор святых Петра и Павла. Архитектор Н. Султанов. 1896 - 1899 гг. Петергоф.
Архитекторы Петергофа И.Браунштейн, Н. Микетти создали усадьбу Монплезир (1714-1723 гг. Идея сооружения принадлежит Петру I. В 1710 г. начали создавать мыс, оградив его стеной. На насыпи возвели фундамент, над которым начали выкладывать стены. Вероятно, что автором проекта был один из архитекторов Петергофа А. Шлютер. Завершал работу И. Браунштейн. Сначала был построен "Голландский домик". С 1717 г. вокруг основного здания начали появляться пристройки: две галереи с павильонами. В оформлении Монплезира использованы голландские мотивы. Стены окрашены в красный цвет с пробелкой швов. Северный фасад декорирован нишами и пилястрами. На южном фасаде большие окна, застекленные двери. Карнизы галерей выложены кирпичом; из камня вытесаны базы кирпичных пилястр.
Монплезир в Петергофе.
Здание другого шедевра архитектуры Петергофа железнодорожного вокзала Н. Бенуа (1854-1857 гг.) описывалось в местных газетах, как готическая колоннада с башней. Дебаркадер был перекрыт металлическими конструкциями. Западная сторона оформлена как четырехъярусная башня со стрельчатыми арками. На стенах башни - узкие стрельчатые окна в готическом стиле. Наверху башни парапет с пинаклем. Около башни расположены двухэтажные здания. На южном фасаде - портик, через который попадают в помещение со сводчатым потолком. На стенах северного фасада стрельчатые проемы, между которыми находятся контрфорсы. Однако, в конечном варианте не было некоторых элементов, предусмотренных в начальном проекте: например, готических шпилей из чугуна, которые решено было не ставить из соображений экономии.
Здание железнодорожного вокзала в Петергофе. Архитектор Н. Бенуа. 1854-1857 гг.
В 1854 г. архитектура Петергофа по указанию Николая I обогатилась церковью св.мчц. Александры архитектора Штакеншнейдера. Пятиглавая церковь представляет смешанный стиль, созданный на основе русских мотивов, классики и оригинальных элементов, сделавших ее неповторимой. Стиль, который можно охарактеризовать как русско-византийский, привнес в декор церкви "кокошники", высокий шатер.
Церковь св.мчц. Александры. Архитектор Штакеншнейдер. 1854 г.
Прекрасный образец смешанного стиля архитектуры Петергофа - Дворец Коттедж в стиле неоготики (проект архитектора А.А.Менеласа) на месте усадьбы А. Меньшикова. Начало строительства 1826 г. За основу архитектор взял английские загородные дома с мансардой.
Дворец Коттедж. Архитектор А.А.Менелас. Начало строительства 1826 г.
Эклектичен и Фермерский дворец, постепенно расстраивающийся из маленького одноэтажного домика, построенного архитектором Минелассом в 1831 г., до большого дворца, созданного по мотивам неоготики и классики. В архитектуре Петергофа дворец Марли (1719 - 1720 гг.), над которой работали лучшие архитекторы Петергофа: Браунштейн И.-Ф., арх. Семёнов А. И. (1899 гг.), Казанская Е. В. (1954 - 1955 гг. восстановление), арх. Гессен А. Э. (1980 - 1982 гг. реставрация). Марли является наиболее скромным строением, созданным по задумке царя, посетившего французский Марли-ле-Руа. Здание покрыто красной двухшатровой крышей, фасады побелены, большие окна разделены тонкими планками на небольшие квадраты. Дверь выполнена в той же манере, что и окна. В 1899 г. дворец начал разрушаться, поэтому его разобрали и восстановили на другом фундаменте. Во время Великой отечественной войны во дворец попала мина замедленного действия. Ремонт и восстановление провели в 1955 году.
Дворец Марли в Петергофе.
Великая архитектура Петергофа изначально задумывалась самим Петром I, вдохновленного голландским зодчеством. По сей день прекрасные дворцы петергофского ансамбля остаются образцом пышной российской архитектуры, подчеркивающей имперское величие страны. При строительстве домов дворцового стиля можно использовать не только старинные технологии и материалы, ориентированные на архитектуру Петергофа, но и использовать современные подходы, используя, например, такой материал как полиуретан, из которого изготавливают самые разные лепные изделия для декора фасада: молдинги, наличники, сандрики, колонны, арки, барельефы, угловые элементы.
Дом по мотивам исторических стилей можно оформить изделиями из полиуретана.
Любой стиль может быть поддержан полиуретановыми элементами, подобранными из каталога на сайте, либо сделанными на заказ.
Автор текста: К. Максимов