Фасады г. Одессы
Оперный театр - яркий образец архитектуры Одессы. 1887г.
В отличие от многих городов Европы архитектура Одессы формировалась не постепенно, в течение многих веков, а только с 18 века, когда в августе 1794 г. (сентябре по новому стилю) императрицей Екатериной был одобрен проект первых сооружений. Среди городских построек встречаются фасады особняков, выполненные в самых разных стилях, которые входили в моду за два века после образования города.
Одним из наиболее интересных стилевых направлений в Одессе - архитектура серебряного века конца 19- начала 20 вв. Этот стиль возник на основе европейского модерна и развивался до начала первой мировой войны. В Москве прославилась архитектура Шехтеля, отвечающая основным принципам модерна: присутствия в архитектуре особняков сложных пластических форм, использование кованого металла, литых элементов из чугуна, которые изгибали в завитки, растительные формы. Среди декора: растительные и фантазийные орнаменты из лепнины, мозаики. Стены украшали росписи, маскароны. На фасадах особняков появились картуши в виде свитка, на котором размещались эмблемы, гербы, маски, даты. Этот элемент пришел в модерн из классического стиля, приобретя большую пластичность. Считается, что каждый пятый фасад особняка исторической Одессы принадлежит стилю модерн. Модерн — последний стиль исторической европейской архитектуры. В небольшой период властвования стиля были созданы десятки неповторимых произведений, которые были названы архитектурой серебряного века.
Модерн в архитектуре Одессы стал ответной реакцией рационализм конца 19 в. Это был период, когда в моду вошла эстетика природы, поэтому на фасадах особняков появились растительные рисунки и орнаменты, плавные изгибы поверхностей. Вслед за архитектурой Шехтеля в Москве модерн получил широкое признание и в Одессе. Первое здание в этом стиле было построено в 1892 г. Это была чаеразвесочная фабрика архитектора Цезаря Зелинского (угол Канатной и Троицкой). Здание украсили большие окна, мозаичные панно, растительные орнаменты. При этом здание не имело большое количество лепного декора и выглядело строгим. Однако его изначальная ярко-зеленая расцветка выделяла фасад среди окружающих строений.
Здание на углу Канатной и Троицкой - архитектура серебряного века. 1892 г.
Начало строительного бума в 1901-1903 гг. привело к появлению многих сооружений в этом стиле. Например, доходный дом Луцкого на улице Маразлиевской, 2 (архитектор М. Линецкий, С. Гальперсон), или дом Вуфгардта, на улице Кузнечной, 54 (архитекторы Я. Пономаренко, В. Домбровский, 1903 г.). Дом Луцкого сочетают барочные мотивы и элементы модерна в виде лепнины, изображающей сплетенные стебли растений, оригинальные балконы.
Доходный дом Луцкого на улице Маразлиевской, 2. архитекторы М. Линецкий, С. Гальперсон.
Относящийся к архитектуре серебряного века дом Вуфгарта имеет башни, поддерживающие крышу. Между башнями - барельеф, вход в зал украшает растительный рисунок. Фасад дома производит впечатление, что он составлен из больших блоков за счет продольных желобков.
Фрагмент фасада дома Вуфгарта. Одесса.
Модерн в архитектуре особняков Одессы 1909-1916 гг. стал господствующим. Появилось направление рационального модерна, отличавшегося строгостью фасадов, которое возникло под влиянием Венской школы. В рациональном модерне декора было немного, однако он становился основным акцентом здания. Примером может служить доходный дом Маргулиса архитектора Ф. Паппе (1912 г.) Фасад отличается выступающими секциями с лоджиями и углубленных секций с открытыми балконами. Крыша при этом плоская, а барельефы на фасадах имеют очень низкий рельеф.
Доходный дом Маргулиса. архитектор Ф. Паппе.1912 г.
Архитектура особняков Одессы в стиле австрийского сецессиона представлена гостиницей "Большой Московской" на месте дома Бирюкова на Дерибасовской, 29 (архитекторы Л. Влодек, Т. Фишель). Фасад был декорирован лепкой: маскаронами с женскими лицами; картушами с указанием года создания – 1904 ; орнаментом из фантастических растений. На крыше располагались стеклянные шары, которые опирались на крылья грифонов (разрушены в 1920-х гг.). Элементы строгого модерна присутствуют в доме на углу Дерибасовской и Ришельевской архитекторов С. Ландесмана и П. Славкина.
Строгий модерн дома на углу Дерибасовской и Ришельевской. Архитекторы С. Ландесмана и П. Славкина.
Одесская архитектура серебряного века представляет разнообразные варианты мотивов модерна. Выразительные фасады особняков сделали город одним из самых красивых на черноморском побережье. Для того, чтобы воплотить мотивы одесской архитектуры в своем доме, можно использовать лепнину из такого современного материала, как полиуретан. В каталоге представлены самые разнообразные элементы декора, которые могут быть использованы для украшения фасада в стиле архитектуры серебряного века. Конструктивные особенности сооружения в совокупности с подобранным декором, помогут создать здание, напоминающие об одном из стилевых направлений этого черноморского города.
Фасад административного здания на Ленинградском проспекте напоминает дизайн строго модерна.
Вы можете бесплатно рассчитать у наших менеджеров необходимое количество декоративных элементов для оформления Вашего дома, сообщив необходимые размеры или выслав чертежи по электронной почте prod@facadeproject.ru или заполнив форму.
Если у Вас есть вопросы, наши специалисты рады проконсультировать Вас по тел. +7(495) 662-47-17 ежедневно с 9 до 21 часа.